Главная » 2013»Февраль»26 » Причинно-системное мировоззрение как основа целеориентированности жизни на гармонию с природой
00:15
Причинно-системное мировоззрение как основа целеориентированности жизни на гармонию с природой
Причинно-системное мировоззрение как основа целеориентированности жизни на гармонию с природой
Общество для успешного развития должно иметь системное видение будущего, основанное на тех целях, во имя которых оно строит свое развитие и которые являются отражением законов природы. Универсология обосновывает, что Жизнь – это системный алгоритм действия законов природы, приводящих к зарождению, развитию и качественному преобразованию жизни. Ведь не случайно же во всех мировых культурах звучит, что мир как и человек «создан по образу и Подобию Господа Бога». Отсутствие же целеориентированности приводит, как известно к хаосу и стагнации.В то же время, целеориентированность развития – это не свод пожеланий – чего бы хотелось людям, но прежде всего природная целесообразность, т.е. развитие по законам природы. И строгое соблюдение алгоритма действия законов природы приводит к наибольшей эффективности системообразования, к сбалансированному развитию всех сфер жизни общества и человека.Вместе с тем, теоремы о неполноте австрийского математика Курта Геделя доказывают, что только ориентация общества на цели большей системы – природы, дает возможность совершаться полноценному развитию всем ее сферам жизни, и конечно же, отдельно взятому члену общества.Эти теоремы наглядно иллюстрируют, что определение лишь внутренней цели государства как направления на удовлетворение потребностей членов общества является тупиковым целеориентиром. Поистине, актуальность целеориентации человека, предприятия, общества, человечества является жизненно важным процессом. Ведь без будущего теряется смысл в настоящем. И это влечет к деградации нравов, потребительству, которое захлестнуло наше общество, обесцениванию ценностей, а с этим и обывательские настроения сиюминутных удовольствий, наркомания, суицид, бандитизм: в общем, то, что именуется хаосом.На что же опереться государству, чтобы найти выход из этого положения? Ведь даже определенная ныне стабильность общества – это практически результат экспорта богатых ресурсов, а вовсе не целеориентированной социально-экономической политики государства.Вначале раскроем смысл законов природы как причины сбалансированного развития. Синтез мировой культуры показывает, что у всех народов мира была развита идея о всеобщности развития мира и человечества. Универсология доказывает, что универсальность организации материи начинается уже со структурной организации элементов таблицы Д.И.Менделеева. Если каждые два элемента с одинаковой квантовой s,p,d,f–конфигурацией обозначить как один малый цикл полного формирования химического качества мы получим системный алгоритм с пространственной симметрией. Причем если такие малые циклы с одинаковыми конфигурациями представить как циклы развития определенного качества состояния материи, то мы получим своеобразную матрешку – универсальную модель организации пространства. И модификации этой модели мы наблюдаем во всех культурах народов мира.
Например, 1. Золотой ритуальный светильник (менора) с семью лампадами – это половина от трех кругов универсальной модели организации пространства жизни2. Тибетская Мандала Калачакра как устройство мира и Колесо Времени – 3 круга развития Вселенной.
Таким образом, вся мировая культура иллюстрировала всеобщий алгоритм построения систем жизни, как «Образ и Подобие Бога». Именно этот алгоритм и является целеориентацией жизни, в т.ч. и человека. И обучение человека жить по законам природы формирует у него причинно-системное мировоззрение, а в обществе позволяет преодолеть тупик стагнации, раскрывая перспективу будущего. Применение же человеком в ежедневной практике законов природы формирует у него системно-логическое мышление как способность отслеживать многообразие причинных связей, стимулируя лишь актуальные для эволюции.Но что же такое «Образ и Подобие», по которому необходимо организовать жизнь?Поток жизни представляет собой триаду жизни, согласно древней мудрости о том, что «мир стоит на 3-х китах и 4-х слонах». Это иллюстрация закона полярности.Платон утверждал, что на основе этой причинно-следственной триады необходимо строить государство, начиная с осознания причины развития как будущего, к которому должна стремится любая система жизни.
Будущее же по закону повторения можно определить как универсальные ступени из прошлого через настоящее в будущее. 7- перспективы развития, мировоззрение6- межсистемные взаимосвязи, ценности многоуровневых отношений5- постоянство взаимосвязей в системе4- переходный процесс от частного к общему, адаптация элементов в системе, их нужность3- взаимодействие, результат отношений элементов жизни2-взаимосвязи ресурсов, элементов1- ресурсы жизни, элементы системыПример закона повторения:Модель Зороастра – универсальное строение нашего Зодиакального сектора Галактики Любые отношения должны привести к результату, т.е. к взаимодействию и энергоинформационному обмену. Это характеризует действие закона причинно-следственных отношений, рождающих источник энергии жизни, который возникает как 7 определенных шагов в любых отношениях.В то же время, представление о 4-х китах связано с законом цикличности. Дарвин выделил 2 фазы в развитии: 1- инволюция, 2- эволюция. А Аристотель провозгласил 4 первопричины жизни: 1- частицы, 2- формы, 3- их движение, 4- целеориентированность движения. Из этого следует, что у любой системы жизни есть 2 фазы развития, состоящие из 2-х подфаз каждая, что создает 12 этапов формирования структуры системы жизни во времени.В результате циклического формирования систем жизни, по закону альтернативности, возникают 3 основных варианта последующего развития, подобно тому, как и Илья Муромец попадает на развилку 3-х дорог: 1- построение формы системы жизни из имеющихся ресурсов; 2- согласование взаимосвязей в системе жизни; 3- управление согласованными отношениями. Поэтому Гиппократ выделял в жизни человека три 28-летних цикла по 4 семилетних периода каждый, в течение которых человек всегда должен выбирать направленность своего развития.Альтернативность же развития приводит к многоуровневости и иерархичности различных систем жизни. И только иерархическая взаимообусловленность систем создает поток жизни и, в конечном итоге, целеориентированность развития, рождающая перспективы беспредельного согласованного совершенствования систем жизни (человек, коллектив, общество, человечество,…). Следовательно, «Подобие Бога» – это универсальная схема поэтапного формирования структуры пространства системы. А «Образ Бога» – это энергоинформационный обмен, ведущий к понижению хаоса и энтропии взаимодействующих систем, к согласованию параметров их развития и эволюции при разрушении несоответствующих эволюции структур.Таким образом, цель систем жизни (человека, общества, человечества,…) – это поэтапное формирование полноты пространства 7-ми сфер жизни для снижения хаоса и конфликтности. В результате этого формирования развивается причинно-системное мировоззрение и у человека.
Миссия систем жизни– это интеграция с системами окружающего мира, рождающим взаимовыгодный энергоинформационный обмен. В результате этого единения развивается системно-логическое мышление.
Источник жизни– постоянство многоуровневого сотрудничества, реализующего цель большей системы: 1- взаимодействие людей (напр., как подсистем) согласуется с целями коллектива (напр., как системы: родственного, семейного, трудового, единомышленников, друзей); 2- взаимодействие коллективов согласуется с целями общества (как надсистемы, см. схему ниже); 3- взаимодействие обществ согласуется с целями человечества,…, природы, планеты, Солнечной системы,… (как метасистемы). В результате у человека развивается чувственно-логическое мировосприятие (или чувствознание).Следовательно, Универсология раскрывает суть эффективного развития систем жизни в виде механизма последовательного действия законов природы. Этот универсальный алгоритм, рождает Жизнь, которая проходит совершенствование по схеме: полярность, повторение, причинность, цикличность, альтернативность, иерархичность, целеориентированность.Универсальная последовательность, выдерживаемая в повседневной жизни человеком или любой другой системой, обеспечит ему сбалансированность, устойчивость и наибольшую эффективность в развитии. Тем самым будет преодолена бессмысленность жизни и человеку раскроется будущее, творимое им в сегодняшнем дне.
В.А. Поляков, президент Международной Научной Школы Универсологии, доктор универсологии и психосистемологии